Литургия Преждеосвященных Даров «Ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем»

       Продолжается Великий пост. Это особенное время в жизни Церкви, в жизни каждого христианина. В этот период особо важный для нашего духовного становления и развития, святая Церковь премудро установила порядок и последование богослужений, праздников, памяти святых и воспоминания тех или иных событий. Нет ни одного богослужения, празднования, ни одной молитвы, ни одного слова случайного в богослужебном круге в это благодатное время, которое святые отцы именуют «Весной покаяния», «Весной духовной». Видоизменение богослужебной жизни в дни Великого поста помогает нам погрузиться в атмосферу покаянного плача, постных трудов и молитвенного предстояния перед Всемилостивым Спасителем.

        Божественная Литургия – это самое торжественное и радостное событие в богослужебном круге Церкви, во время которого мы в духовном ликовании радуемся Воскресению Христову, открывшему нам врата в Царство Божие и давшему возможность вечного блаженства во Христе. В дни скорбного плача о своих грехах, своем грехопадении и отпадении от Бога, такое ликование и радость не уместны, поэтому в будние великопостные дни полная Литургия с Таинством Евхаристии не служится, но для поддержания нашей немощи духовной и телесной, святая Церковь установила в среду и пятницу Великого поста, а также в дни памяти великих святых совершать особое богослужение, на котором Таинство Пресуществления Святых Даров не совершается, но верующие имеют возможность приобщиться святых Христовых Таин. Эта служба называется Литургия Преждеосвященных Даров.

       Это очень красивое богослужение совершается только в дни Четыредесятницы, Великого поста, по средам и пятницам, в праздники 40 Севастийских мучеников, Первого и Второго Обретения главы св. Иоанна Предтечи, в четверг 5-й седмицы Поста (“Стояние св. Марии Египетской”), а также в дни храмовых праздников.

         На этой литургии верные причащаются Святого Тела и Крови Христовых, заготовленных и освященных в предшествующий воскресный день (заранее) и благоговейно сохраняемых в течение седмицы (недели) на престоле в алтаре храма.

       Сегодня мы настолько привыкли к тому, что для причащения святых Христовых Таин мы приходим утром в храм, что были бы удивлены, узнав, что в древние времена у монахов и мирян был обычай причащаться самостоятельно.

      В древности после общей литургии в храме Святые Дары диаконы относили тем, кто не мог причаститься в храме — больным и заключенным. Был также обычай уносить Причастие и в свои дома, где в будние дни во время домашней молитвы верные причащались сами и причащали своих домочадцев. Особенно этот обычай был распространен во времена гонений на христиан. Ведь верующие должны были каждый день готовить себя к исповедничеству, мученичеству, они не знали, доживут ли до утра, поэтому духовную поддержку и помощь находили в регулярном приобщении Святых Христовых Таин.

       Но времена гонений прошли, увеличилось число членов Церкви, христианство распространилось и неизбежно понизился уровень духовно-напряженной жизни, которой отличались первые христиане, и церковным властям пришлось принять меры в предостережение возможного злоупотребления Святыми Дарами. Со временем люди перестали брать Тело Христово домой, а стали приходить в будние дни в храм, чтобы причаститься. А во время Великого поста, когда в будние дни не совершается Литургия, причащались на особом богослужении – литургии Преждеосвященных Даров.

        Литургия Преждеосвященных Даров совершается в соединении с Великопостной Вечерней. Перед этой великопостной литургией поется длинная утреня, читаются часы и изобразительны. Богослужение длинное, но очень красивое и трогательное. Многие отцы Церкви говорят, что тот, кто ни разу за время Великого поста не помолился на великопостной будничной Литургии Преждеосвященных Даров, для того Пост, можно сказать, прошел мимо, он не прочувствовал его покаянной, молитвенной атмосферы, не преклонил свое сердце перед величием Жертвы Христовой.

       Сейчас многие спрашивают: «А зачем причащаться посреди недели, неужели недостаточно причастия в воскресенье?». Обратимся к святым отцам Церкви. Святитель Василий Великий (IV век) в своих письмах писал: «Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос говорит: «кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную». …Все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себя приобщают. А в Александрии и в Египте и каждый крещеный мирянин, по большей части, имеет причастие у себя дома, и сам себя причащает, когда хочет».

         К сожалению, уже несколько последних столетий прихожане привыкли причащаться крайне редко – раза четыре в год. Труды таких праведников, как святого Иоанна Кронштадтского, святителя Игнатия (Брянчанинова), афонских подвижников ХХ века привели к евхаристическому возрождению. Стало распространенным обычаем причащаться раз в две недели или раз в неделю.

      Сегодня многие считают, что причастие надо заслужить хорошим поведением. Вероятно, эти люди не читали вдумчиво молитвы ко причащению, где прямо говорится, что мы никогда в жизни не будем достойными причащения и причащаемся для очищения своей души:
«Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не сознавая, что это — Твое Тело и Кровь, Христа и Бога моего. Но, надеясь на Твои милости, прихожу к Тебе, сказавшему: “Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне, и Я в нем.” Умилосердись же, Господи, и не обличи меня грешного, но поступи со мной по Твоей милости, и да послужит мне Святыня сия во исцеление, очищение, просвещение, в охранение, спасение и освящение души и тела, в прогнание всякого мечтания и лукавого дела, и нападения дьявольского, воздействующего посредством мысли во мне, — в дерзновение и любовь к Тебе, в исправление жизни и укрепление ее, в умножение добродетели и совершенства, во исполнение заповедей, в общение со Святым Духом, в напутствие в вечную жизнь, в благоприятный ответ на Твоем страшном суде, — не в осуждение» (молитва святителя Василия Великого).

       Конечно, к таким вопросам нужно подходить с большим рассуждением, благоговением, спрашивая благословения у духовника или служащего священника, как часто можно причащаться. Причащение никогда не было доступно всем, приходящим в храм, а только верным, стремящимся открыто жить по заповедям Божиим. До причащения не допускались кающиеся в тяжелых грехах, пропускающие молитву в храме более трех воскресений подряд и т.п. В этом вопросе главное – никого не осуждать и не смущаться, а когда душа позовет нас в будний день в храм ко причащению, встать пораньше и прохладным весенним утром пойти по улицам просыпающегося города в церковь, чтобы там встретиться со Христом.

    Думаю, всем будет полезно почитать краткое описание Преждеосвященной Литургии с доступным пояснением игумена Силуана (Туманова), которое поможет более осознанно молиться за богослужением и приступать к Святым Тайнам.

      «Литургия Преждеосвященных Даров, также, как и обычная литургия, начинается возгласом, прославляющим Cвятую Троицу: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Но это все-таки вечерня (хоть и утром), поэтому сразу после слов священника читается 103 псалом, в котором воспевается сотворение мира Богом. Далее диакон выходит из алтаря и произносит мирную ектению, после которой читаются отрывки из псалмов – кафизмы, завершающиеся славословием «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и вовеки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, Слава Тебе Боже!»

     После каждого такого отрывка выходит диакон и снова призывает нас помолиться, а в алтаре священник ставит св. Дары на раскрытый плат с мощами мучеников — антиминс, кадит вокруг престола с Дарами и переносит св. Дары с престола на жертвенник.

    Во многих храмах в этот момент звенят в маленький колокольчик, чтобы люди знали, что надо опуститься на колени и благоговейно молиться при переносе святыни.

        После кафизмы великопостная вечерня идет своим порядком – исполняется “Господи Воззвах…” (Стихи из 140 псалма) и стихиры-песнопения, соответствующие дню церковного календаря. Диакон кадит весь храм.

      Во время пения последней стихиры открываются центральные двери в иконостасе – Царские врата, и духовенство совершает малый Вход с кадилом и свечами (иногда читается Евангелие, поэтому могут вынести и его).

     Диакон возглашает «Премудрость, прости!», что в переводе с церковнославянского означает «Выпрямившись, внимайте Премудрости (Божией)!» а хор поёт древний гимн Свете Тихий, обращенный к Иисусу Христу.

     Далее царские врата закрывают, и следует пение и чтение отрывков из псалмов и библейских книг Ветхого Завета – прокимнов и паримий. Перед началом второй паримии снова открываются врата, священник с кадилом и свечой в руках выходит на амвон и крестообразно благословляет народ со словами: “Свет Христов просвещает всех”. В этот момент по традиции положено преклонить колена.

        По окончании чтений особым напевом исполняются отрывки из 140 псалма “Да исправится молитва моя”. Во время их пения верующие тоже преклоняют колена.

     Далее следует великопостная молитва св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами.

    Затем читаются обычные ектении литургии с усиленным молением о тех, кто готовится ко Крещению, – об оглашенных. Это отголосок древней традиции крестить принимающих христианство прямо перед Пасхой и готовить их к этому в течение всего Великого поста.

         Священник в это время тихо молится в алтаре:

      … око убо да не приобщено будет всякого лукавого зрения, слух же словесем праздным невходен, язык же да очистится от глагол неподобных. Очисти же наши устне, хвалящие Тебе, Господи: руки наша сотвори злых убоотрятися деяний, действовати же точию яже Тебе благоугодная, вся наша уды и мысль Твоего утверждая благодатию.

      … да не приобщатся глаза наши ко всякому лукавому зрению, и слух наш закроется к словам праздным. Очисти наши уста, хвалящие Тебя, Господи: да воздержатся руки наша от злых дел, чтобы исполнять дела только благоугодные Тебе, укрепляя и утверждая все члены и мысль нашу Твоей благодатью.

        Другая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров:

     … се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящая, на тайней сей предложиться имут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносимыя. Их же причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряющее, сынове света и дне будем.

     … Ибо вот Пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящие, будут предложены на этой тайной трапезе, невидимо переносимые множеством небесных воинств. Даруй нам неосужденно причаститься им, да просветится ими мысленное око наше, и мы станем сыновьями света и дня.

        Вместо обычной Херувимской песни хор споет гимн «Ныне силы Небесные». Так как переносят уже освященные Дары, то верующие снова становятся на колени, а потом еще раз делают три земных поклона, мысленно повторяя за священником молитву св. Ефрема Сирина.

     После великого входа закрывают царские врата и завесу до половины.

       Святые Дары теперь перенесены на престол, а мы, готовясь к Причастию, просим:

    … освяти всех нас души и телеса освящением неотъемлемым: да чистию совестию, непосрамленным лицем, просвещенным сердцем божественных сих причащаюся святынь и от них оживотворяеми, соединимся самому Христу Твоему… рекшему: ядый плоть Мою и пияй Кровь Мою, во мне пребывает и Аз в нем… да будем Храм Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, избавлении всякия диавольская козни… и получим обетованная нам благая со всеми святыми Твоими…

       … освяти души и телеса всех нас освящением неотъемлемым: чтобы чистою совестию, непосрамленным лицом, просвещенным сердцем причастившись святых Даров и получивши от них жизнь, мы соединились бы с самим Христом Твоим…, сказавшим: тот, кто ест плоть Мою и пьет кровь Мою, во Мне пребывает, и Я в нем… да будем мы Храмом Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, да будем мы избавлены всяких дьявольских козней… и получим обещанные нам блага со всеми святыми Твоими…

      Диакон выходит из алтаря читать просительную ектению о наших духовных нуждах и оставлении грехов, после чего хор очень простым напевом поет молитву Господню «Отче наш». Вскоре священник возглашает «Преждеосвященная Святая Святым» после чего причащается сам и после выходит причастить народ.

      После причащения читается особая великопостная заамвонная молитва, ради которой священник спускается вниз из алтаря:

     Владыко Вседержителю, Который все творение создал премудро и несказанным Твоим промыслом и великой благостью ввел нас в эти пресвятые дни для очищения души и тела, для воздержания от страстей, в надежде воскресения; Ты, Который угоднику Твоему Моисею вручил скрижали, Богом написанные в течение сорока дней, — дай и нам, о Благой, подвизаться добрым подвигом, соблюсти пост в течение всего его времени, сохранить ненарушимую веру, сокрушить головы невидимых змей, явиться победителями греха и неосужденно достигнуть поклониться и святому Воскресению…

Потом обычными молитвами и многолетиями священник благословляет всех на выход из храма».

       Великопостные богослужения помогают верующим хранить в душе мир и помнить – в храм нас зовет Господь, и приходим мы к Нему, а не просто заходим посмотреть на священников, посоветоваться с ними.

       Главное жить так, чтобы слова апостола Павла были не просто словами, а рвущимся из глубины души преображающим признанием:

    «Ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1, 20).

Страница просмотрена (58) раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *