О храме

Имя своё церковь носит совсем не случайно. 8 сентября 1710 года шведский гарнизон крепости Кексгольм, а именно так тогда назывался Приозерск, капитулировал перед русскими войсками под командованием генерал-майора Роберта (Романа Вилимовича) Брюса. За то столетие, в течение которого город по Столбовскому мирному договору входил в состав Швеции, православных храмов в нём не осталось. Поэтому под церковь переоборудовали построенную в 1692 году на Спасском острове лютеранскую кирху. Её и освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, праздник которой как раз и отмечался именно 8-го (сейчас 21-го) сентября.

Богослужения в этой церкви велись до 1836 года. К этому времени, по всей видимости, из-за слабого фундамента в северной части здания появилось несколько трещин. От храма «отшатнулась» ранее составлявшая с ним единое целое колокольня. И перед городом настоятельно встал вопрос о строительстве нового храма.

Свободное место на возвышении у торговой площади нашли достаточно быстро. А к маю 1838 года были готовы планы фасадов и смета, по которой стоимость строительства оценивалась в 15852 рубля 28 копеек серебром (55 482,28 руб. ассигнациями). По общему правилу, деньги на возведение храма должны были найти сами прихожане, но для новой кексгольмской церкви Святейший синод сделал исключение, и вся требуемая сумма была выделена из его бюджета.

Строительство вел местный купец Андрей Васильевич Лисицын. Как сказали бы сейчас – он выступил генеральным подрядчиком. А вот строительный надзор осуществлял автор проекта –  Луи Туллиус Иоахим Висконти, прославленный французский архитектор того времени, итальянец по происхождению

Построенные по его эскизам фонтаны «Гальон» (1824-28), «Лювэ» (1835-39), «Мольер» (1841-43), «Четырех епископов» (1844) и сегодня служат настоящими украшениями улиц и площадей французской столицы. Но наиболее известное творение Висконти: гробница Наполеона Бонапарта в парижской церкви Дома инвалидов —  водруженный на постамент из зеленого гранита красно-малиновый саркофаг, изготовленный из горной породы с особо крупной зернистостью – кварцита. Причем не простого, а очень редкого – малинового. Единственное в мире месторождение этого камня расположено на юго-западном побережье Онежского озера, неподалеку от небольшого вепсского села Шокша. Оно так и называется – шокшинское.

Этот, удивительно красивый камень всегда считался символом власти и использовался исключительно для отделки и украшения наиболее значимых архитектурных сооружений. Вот, таких, как саркофаг Наполеона. У нас в России малиновый кварцит можно увидеть в Зимнем дворце, Казанском и Исаакиевском соборах, Михайловском замке. Им же облицован и Мавзолей В. И. Ленина. Да и сама площадь, на которой он стоит, своё название — Красная – получила тоже благодаря малиновому кварциту. Потому что её брусчатка… Да-да,  именно он. Малиновый кварцит.

Вот так в каменную симфонию приозерской Рождественской церкви органично вплелись не только франко-итальянские, но и вепсские, и карельские нотки. Шокша, хоть и вепсское село, но лежит на территории Республики Карелия.

Как уже говорилось, планы фасадов церкви Рождества Пресвятой Богородицы были готовы к маю 1838 года.  А как раз в этом году Константин Андреевич Тон (1794-1881) издал альбом чертежей каменных культовых сооружений, ставший отправной точкой возрождения форм древнерусского зодчества. Этот стиль в дальнейшем стали называть «византийско-русским» Или по фамилии его автора – «тоновским».

Одним из известнейших сооружений Константина Андреевича, возведенных в византийско-русском стиле, является московский храм Христа Спасителя. Тон, в присущей ему авторской манере, спроектировал и елецкий Воскресенский собор.

Естественно, Луи Висконти, хорошо знал ампир — официальный архитектурный стиль Первой Империи. Кстати, пришедший в Россию из поверженной Франции, вместе с войсками, вернувшимися из победоносного Заграничного похода. Но разработанные Тоном типовые проекты церквей были обязательны для архитекторов, которые должны были учитывать их форму и стиль при возведении каменных культовых сооружений по всей территории Российской Империи.

Висконти и учел. Вот, например, чуть заостренный к верху, напоминающий шлем древнерусского витязя, купол Рождественской церкви. А по правилам ампира он бы должен быть закругленным. И так – во многих архитектурных элементах церкви. Повторяя форму купола, вытянуты и чуть заострены к верху оконные проемы площадки звонов колокольни, арочные углубления над всеми входами в церковь (западный, северный и южный фасады).

Может, приозерская церковь и получилась такой оригинальной, потому что в ней, органически и не противореча друг другу, слились ампирные и русско-византийские архитектурные элементы, а в дополнение к итальянским и вепсским ноткам её каменной симфонии добавились ещё и московские с елецкими?..

Новый однопрестольный каменный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы был освящен местным притчом 11 декабря 1847 года. Вот, как его, почти три десятилетия спустя (в 1875 г.) описывал священник Василий Ильтонов:

«Длина храма с колокольнею – 11 сажень и 1 аршин (24,14 м), ширина – 5 сажень (10,65 м), высота с куполом – 9 сажень (19,17 м). В нём трое дверей – с севера, юга и запада. 8 окон в куполе, 8 между арками и 8 – внизу, с железными решетками; три печи: из них две кафельных при западном входе, и одна железная – в алтаре. Внутри храм оштукатурен и окрашен желтой краской. В куполе – на восточной стороне – изображен лик Господа Вседержителя, на западной образ Божией Матери, восходящей на небо; на парусах – четыре Евангелиста. Крыльцо храма из тесаной плиты».

Достопримечательностью храма был один из его колоколов, отлитый в 1649 г. в Стокгольме и доставшийся взявшим Кексгольм войскам Брюса в качестве военного трофея. Он весил 992 кг (62 пуда), а по его поверхности шло несколько надписей по латыни. Например, такая «Кто против нас, если за нас Бог».

За свою историю церковь дважды перестраивалась. Первый раз в 1898 году, второй — в 1933-36 гг.

После окончания советско-финской или, как её называют финны, Зимней  войны 1939-40 гг. Карельский Перешеек, а вместе с ним и Приозерск, отошли Советскому Союзу. Церковь закрыли, а её здание использовали под интендантский склад. В 1941 г., в ходе Войны-продолжения Финляндия вернула себе утраченные территории и богослужения в храме возобновились. Они продолжались до 1944 года.

19 сентября 1944 г. между Финляндией и СССР было подписано Соглашение о перемирии, одно из условий которого обязывало стороны вернуться к границам 1940 г. Приозерск снова стал советским, а его Рождественскую церковь опять закрыли. В её здании последовательно располагались музей, дом пионеров и школьников, типография, комбинат бытового обслуживания.

Верующим храм возвращен в 1991 году. С 1995 года он является приозерским подворьем Рождество-Богородичного Коневского монастыря.

21 Сентября 2013 года Храм вновь приобрел Статус Кафедрального Собора и был передан Выборгской Епархии.

Страница просмотрена (3219) раз