«Стойкий солдатик» Христов

Рассказ из цикла «Бабушки – Божии чадушки»

Хотелось бы сказать про приходских наших бабушек как можно больше теплых слов… Пока они есть – мы их не замечаем, привыкаем к их неизменной заботе и хлопотам, принимаем всё, как должное. Но вот они уходят – и становится как-то пусто, чего-то не хватает. Заходишь в храм, и кажется, что вот-вот подойдет к тебе согбенная старушечка и сунет в кулачок пряничек, конфетку. А ее уже и нет с нами…

Вот здесь, у подсвечника, перед иконой «Похвала Пресвятой Богородицы», стояла неизменно бабушка Настя, рядом, у другого подсвечника, бабушка Антонина заведовала столиком с запивкой (очень любила детям конфетки раздавать), в уголочке возле иконы святой блаженной Ксении стояла маленькая, худенькая, очень скромная, кроткая бабушка Лидия (участник Великой Отечественной войны, имеющий боевые награды) – теперь они там, на Небе, прославляют Царицу Небесную и молятся за нас.  Вон там, у Распятия, на стульчике всегда сидела очень старенькая кроткая старушечка. Всегда с опущенной головой, согбенная, тихая, молчаливая. Пройдет и низко поклонится. Никогда ни на что не жаловалась, ни о чем не просила… Так и ушла эта раба Божия – тихо и незаметно. Я всё хотела спросить ее имя – не успела. А теперь никто и не скажет…

Сколько их таких – незаметных, скромных молитвенников, тружеников Божиих. «Не стоит село без праведника» – гласит народная мудрость. На них и держится наш грешный мир. Но жизнь коротка. Уходят наши бабушки в мир иной. А как хочется запомнить, сохранить в памяти и рассказать детям: «Жива наша Церковь, пока горят эти светильники веры в каждом храме».

Еще об одной «свечечке», которая очень ярко пылала в нашем храме, хотелось бы мне рассказать. Как-то очень привычно, на каждом богослужении, впереди всех – у амвона, как стойкий солдатик, стояла всегда — всеми любимая Александра Афанасьевна – ветеран нашего храма. Она была от самого начала, со дня открытия храма, активной прихожанкой: восстанавливала церковь, работала бухгалтером и кассиром, давала приют батюшкам в своей маленькой квартирке, неизменно жертвовала на храм часть своей пенсии. Всегда радостная, бодрая, неунывающая, приветливая и гостеприимная.

Но что скрывается за этой внешней улыбчивостью и радушием – мало кто знал. Мало кто знал, какую нелегкую жизнь, полную испытаний, трудов, тягот войны, голода, скорбей, прожила наша скромная прихожанка.

И вот опустело ее место в храме. Александра Афанасьевна стала тяжело болеть, перенесла несколько операций, начала стремительно терять зрение… В храм ей уже не попасть. Пройтись по комнате, дойти до кухни – и на это не всегда сил хватало. Но раба Божия, как всегда, не унывала. Радостно встречала посетителей, о своих болезнях рассказывала всегда с каким-то детским юмором, а квартирку свою содержала в идеальной чистоте. Очень любила старушка, когда ее навещали дети: угощала их чаем с конфетами, расспрашивала с детским простодушием о нехитрых маленьких делах. Шутки-прибаутки так и сыпались на слушателей, комната наполнялась детским смехом, а лицо хозяйки излучало теплый-теплый свет. Кто бы к ней ни пришел, каждому казалось, будто пообщался со своей родной бабушкой, напитавшись ее любовью и лаской.

Однажды мы сидели у Александры Афанасьевны за чашкой чая, и я попросила ее рассказать о прожитой жизни. Очень скромная наша бабушка воскликнула: «Что вы, ничего особенного, интересного в моей жизни не было…». Но когда стала рассказывать – разоткровенничалась, и оказалось, что тут впору целый роман писать!

Александра Афанасьевна пережила и голод 30-х годов, и сталинские репрессии, и войну… После окончания школы она поступила в техникум, но из-за бедности на втором году учебу пришлось оставить и искать, как заработать на хлеб насущный. А тут началась война. Мужики все в деревнях на фронт ушли, и молодые девчата пошли на курсы трактористов-комбайнеров, чтобы землю пахать, сеять, убирать – всё легло на хрупкие женские плечи.

Труд был очень тяжелый. Однажды в их бригаде произошел несчастный случай: молоденькая девушка-красавица с предлинной роскошной косой ремонтировала свой комбайн – включился двигатель, ее косу затянуло в механизм машины, она не смогла освободиться и погибла страшной смертью… На юную Александру этот случай произвел такое тяжелое впечатление, что она не смогла больше работать механизатором. Как раз в это время военный санитарный эшелон набирал добровольцев на фронт. И Александра, не задумываясь, отправилась с ними: сначала в Прибалтику, затем через всю страну на Дальний Восток, к русско-японскому фронту.

 

Поначалу маленькой хрупкой девушке, больше похожей на подростка, поручали самую тяжелую и черную работу: она стирала солдатское белье, вываривала его в огромных котлах (а для этого разжигала огонь, носила воду с речки, перемешивала кипящее белье огромным шестом, для чего невысокой Сашеньке приходилось взбираться на табуретку). Затем, когда обнаружилась ее грамотность и смышленость, юного солдата перевели в штаб, где она была и писарем, и почтальоном, приходилось и секретные документы носить на передовую.

После войны – снова голод и лишения. Потом вроде все наладилось: устроилась на работу, вышла замуж. Но у мужа оказалось психическое заболевание. Не бросила в беде: нянчила, возила по больницам и врачам. Хотя и это не помогло, не удалось уберечь: оставшись без присмотра, муж повесился. Детей Бог не дал. Больше замуж выходить не стала: осталась одна. Но нет, не одна – с Богом.

Много повидала горя и смертей на своем жизненном пути раба Божия Александра, но вера и молитва помогали ей преодолевать все трудности, принимая всё, что бы ни случилось в жизни, как всеблагую волю Божию, ниспосланную ей для спасения души.

За пламенную веру, терпение, смирение и любовь милосердный Господь одарил Александру Афанасьевну не кровной, а духовной семьей! Все наши прихожане стали ее большой любимой семьей. Практически каждому, кто ее знал, она подарила частичку своего тепла, поэтому все старались отплатить тем же: как-то помочь, поддержать, чем-то порадовать.

Но вот и Александра Афанасьевна оставила нас, в возрасте 90 лет ушла в мир иной к Господу. Всю свою жизнь она, как стойкий солдатик, с горящей свечой пламенной веры, несла свой крест. Она отдавала нам себя, служила Богу и людям, как могла и умела, — теперь наша очередь послужить ей нашей любовью и молитвенной поддержкой.

«Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих — Александры, Лидии, Антонины, Анастасии — в селениях праведных, идеже несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но Жизнь бесконечная».

 

Страница просмотрена (84) раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *